Дополнительная образовательная программа «Школа эксперта» по теме: «ЭКСПЕРТИЗА БЕЗОПАСНОСТИ ИНФОРМАЦИОННОЙ ПРОДУКЦИИ и СРЕДЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ»

Цель

создание образовательной среды для специалистов в области экспертизы информационной продукции

Задачи

формирование научно-методической базы для обучения специалистов в области экспертизы информационной продукции, позволяющей им занимать позицию эксперта;

—     внедрение обучающих технологий, позволяющих обеспечить высокий профессиональный уровень подготовки экспертов информационных продуктов;

—     разработка системы проведения индивидуальных и комиссионных обучающих экспертиз.

 

Участники

Программа ориентирована на круг специалистов, претендующих на роль эксперта информационной продукции в сфере медиакоммуникации в целях обеспечения информационной безопасности детей. Программа дает специализированные развернутые знания и практические методы в области проведения экспертной деятельности.

Требования к уровню освоения содержания программы:

В результате прохождения программы слушатель должен:

—     овладеть основами научно-психологического знания по функционированию современных медиа и их правовому регулированию, социологии, культурологи и психологии;

—     овладеть знаниями по возрастной психологии и психологии развития, возрастной физиологии и особенностям восприятия детьми информационной продукции;

—     овладеть методами проведения экспертизы медийных и информационных продуктов, в том числе последствий применения воздействующей коммуникации и приемов манипулирования, нарушающих границы информационно-психологической безопасности личности ребенка.

Автор и ведущая программы:

Рубцова Ольга Владимировна, к.п.н., ректор Академии инновационного образования и развития, член-корр РАЕН, федеральный аккредитованный эксперт Роскомнадзора, главный редактор информационно-методического журнала «ВНЕшкольник».

Темы и содержание

Тема 1

Информационная безопасность

Современное состояние информационного общества и информационной среды. Механизмы формирования безопасной информационной среды. Отечественный и зарубежный опыт обеспечения информационной безопасности детей

Тема 2

Особенности языка СМИ

Особенности средств массовой коммуникации в жизни современного ребенка. Теории массовых коммуникаций. Закономерности развития и специфики отдельных средств массовых коммуникаций. Средства массовой коммуникации. Традиционные (классические) средства массовой информации. Цифровые коммуникации. Цифровая информационная среда. Мультимедийное информационное пространство. Презентация Всероссийского проекта «БИС»

Тема 3

Государственная политика в области СМИ и новых медиа

Законодательная база, регулирующая отношения СМИ и общества. Доктрина информационной безопасности Российской Федерации, Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы», Концепция информационной безопасности детей, Федеральный закон ФЗ № 436 «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию».

Тема 4

Возрастная физиология и особенности восприятия информационной продукции у детей

Основы возрастной психологи. Понятие сензитивных периодов. Возрастные физиологические возможности и ограничения восприятия медиапродукции ребенком. Физиологические особенности восприятия информационной продукции детьми. Гигиена и охрана здоровья ребенка в условиях информационного общества. Информационные иллюзии.

Тема 5

Методология и этика проведения экспертизы

Методологические подходы к проведению экспертной деятельности в области анализа информационного контента и коммуникативный подход в анализе взаимодействия субъектов массовой коммуникации. Основные этические принципы проведения экспертизы. Опыт организации и проведения экспертизы. Экспертиза Фильма

Тема 6

Правовые аспекты защиты детей и подростков от негативного воздействия информации. Отечественный и зарубежный опыт

Виды экспертизы   судебно-психологическая, психолого-психиатрическая, военная, трудовая, медико-психолого-педагогическая, юридическая. Лингвистическая и психологическая экспертиза. Экспертиза печатного издания.

Тема 7

Информационный поток в формировании девиантного поведения. Особенности работы с информацией современным ребёнком

Цифровое поколение России: отличительные характеристики и образ жизни. Риски и угрозы интернет среды. Классификация онлайн рисков. Контентные риски (порнографический контент, секстинг, ненавистнический контент, контент, связанный с эксремизмом, национализмом, ксенофобией, агрессивный контент, контент, пропагандирующий наркотики, суициды, нездоровые виды похудания и др.). Коммуникационные риски (кибербуллинг, груминг, общение в сети с незнакомцами). Потребительские риски (онлайн мошенничество, хищение персональной информации, потеря денежных средств без приобретения товара или услуги и др.). Риски и опасности социальных сетей. Игровая и интернет-зависимость: причины, особенности и профилактика. Риски, вред и безопасное использование Интернета: особенности воздействия онлайн рисков и возможные последствия причинения вреда здоровью и развитию детей и подростков посредством сети Интернет. Особенности экспертизы на предмет наличия в сети Интернет информации, причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей. Ограничения оценки возможных последствий причинения вреда здоровью и (или) развитию ребёнка. Экспертиза сайта.

Темы 8-9

Проектирование безопасной информационной образовательной среды. Практика.

Проведение экспертизы медиапродуктов согласно нормативных актам, разработанным Роскомнадзором. Практическая отработка применения методов: анкетирования, контент-анализа, группового фокусированного интервью, семантического дифференциала. Критерии воздействия информационной продукции на детей различного возраста и способы их выявления. Оценка характера воздействия на психическое, нравственное здоровье ребенка и его развитие. Метод нормативно-возрастного анализа. Возрастные особенности восприятия детьми информационной продукции. Критерии оценки воздействия видов информационной продукции. Основные направления влияния информационной продукции на психическое развитие и здоровье   ребенка. Прямой и отсроченный эффект воздействия. Проблемы построения прогноза негативного воздействия информационной продукции на здоровье и развитие ребенка. Правила осуществления возрастной «маркировки» информационной продукции.

 

Объем  образовательной программы 18 академических часов

Начало 23 октября  в 15:00 (время московское)

Стоимость программы: 5 500 рублей

По итогам слушатели получают не только теоретические знания и опыт экспертной деятельности,  но и удостоверение о прохождении программы и право стать членом Всероссийского Экспертного совета и право на публикацию в журнале «ВНЕшкольник»

 

 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.