Круглый стол «Социальное благополучие и информационная безопасность в цифровом обществе»

25 апреля 2019 года Алексей Гусев  и Ольга Рубцова приняли участие в круглом столе «Социальное благополучие и информационная безопасность в цифровом обществе», проходившем в Российской академии образования в рамках форума “Петербургский диалог” Алексей Гусев представил опыт реализации проекта “Безопасная информационная среда”, реализуемый совместно с Академией инновационного образования и развития”
   В статье 2 Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 436-ФЗ информационная безопасность детей определена как «состояние защищенности детей, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией вреда их здоровью и (или) физическому, психическому, духовному, нравственному развитию».
   Для достижения этого состояния необходимо умело взаимодействовать на родителей и ребенка с целью выработки привычки критически воспринимать, анализировать и оценивать информацию, жить в «безопасной информационной среде». Особенно важно это взаимодействие в рамках работы с категоией родителей, находящихся в социально опасном положении, трудной жизненной ситуации (теми, кто является аудиторией проекта «#непростородитель»). Уверен, что в основе критического мышления должны быть нравственные принципы, основанные на духовной зрелости родителя и ребёнка. Важнейшим направлением образовательной политики должно быть формирование информационной культуры семьи, избирательного и ценностного отношения родителей и детей к информации. 
    Важно в нашей деятельности не только вырабатывать механизмы информирования родителей о возрастных границах доступности тех или иных материалов, но и разработка положительного контента, профессионально и научно обоснованных рекомендаций родителям, какие материалы использовать в семейном воспитании соответственно возрасту ребёнка. 
   Родительский выбор сегодня вышел на первое место. Задумаемся. Ведь никто не заставляет смотреть, например, теле-программы, которые нам кажутся неправильными для детей, но кто мешает выстроить своё, индивидуальное информационное пространство, в своём доме, в своей семье? Ведь на телевидении сотни разных каналов. Это и есть важнейшее проявление той самой информационной культуры. 
Мы видим, что в вопросах информационной грамотности наши дети сегодня впереди нас, и нам, родителям и педагогам, очень важно понимать эту ситуацию. Значит, нужно менять образовательную стратегию и тактику. Очевидно, что меняется роль учителя. Он всё более становиться тьютором, навигатором, помощником в том, как ориентироваться в бескрайнем и неоднозначном информационном море. Помощником в равной степени и ученику, и родителю. 
    В 2018 году мы провели Всероссийский опрос родителей по вопросам информационной безопасности. Результаты опроса показывают потребность родителей в получении дополнительной информации по вопросам формирования информационной культуры семьи. Одних мероприятий в образовательных организациях сегодня уже недостаточно. Важно учить родителей нормам жизни в информационном обществе и давать конкретные советы и рекомендации по формированию безопасного виртуального пространства для всех членов семьи. 
Одной из важных родительских компетенций сегодня должно стать умение правильно оценить информационный продукт. Нами подготовлено более 200 экспертов информационной продукции из активных родителей. Для дальнейшего успешного развития этой тематики стоит вопрос в объединении экспертов в общественные экспертные сообщества. В идеале это должны быть детско-родительские сообщества, целью которых будет не только установка маркеров, но большая просветительская работа. 
   Необходимо также вовлекать родителей и педагогов в совместное творчество, производство позитивного контента. На это направлены проводимые нами Всероссийские конкурсы, например, такие, как «Гимн России понятными словами» и «Расскажи миру о своей России». Одной из приоритетных задач конкурсов является патриотическое воспитание, формирование искренней любви к Родине и подлинной гордости за страну. Интересно отметить, как совместная работа над конкурсными проектами способствовала сплочению семьи, укреплению внутрисемейных связей, обмену опытом между поколениями. В рамках конкурса «Гимн России понятными словами» участникам предлагалось выбрать из текста гимна слова, в значении которых они не были уверены, разобрать при помощи словаря их значение, потренироваться в объяснении этих слов другим детям, а затем создать «объясняшки» этих слов в формате видео, мультфильма или текстовой странички с картинками. Когда дети под чутким руководством взрослых наставников выполняли эти действия, то их понимание смысла, заложенного в словах гимна, значительно возрастало. Также у ребят появлялся интерес к истории нашей страны, возрастала гордость, что они живут в России, а также они открывали для себя словарь как источник познания родного языка и инструмент для понимания текстов.
   При подготовке работ на конкурс «Расскажи миру о своей России» родители с детьми выбирают что-то дорогое их сердцу в Родине, «кусочек» России, о чем они хотели бы рассказать свои соотечественникам и людям за рубежом. Кто-то рассказывал о своей малой родине, кто-то о наших великих писателях, поэтах, композиторах, кто-то о традициях, культуре, кто-то о своей семье и друзьях. Работы выполняются в видеоформате или в виде текстовой странички на русском и английском языках. С 2018 года мы вводим франкофонное направление работы. Важно не только провести подготовку и конкурсный отбор работ, но и получить каналы для реально народной дипломатии, возможность адресной трансляции позитивного настроения о России в зарубежных странах. С радостью приглашаем к работе в рамках конкурсов наших немецких коллег. 
    И еще один важный аспект – просвещение родителей. Национальная родительская ассоциация разработала несколько образовательных программ по этой тематике и активно занимается проведением в он-лай и офлайн формах работой с родительской аудиторией. Совместно с Академией инновационного образования и развития на наших инновационных площадках «Безопасная информационная среда» в Москве и 8 регионах России. Мы стремимся находить разные формы и направления сотрудничества семьи и школы: советы отцов, тимуровцы информационного общества, мой понятный учебный предмет, семейный IT-марафон и многие другие, новые и хорошо забытые формы сотрудничества детей педагогов и родителей воплощают наши новаторы. 
    Несомненно, родительству сегодня нужна серьезная научная поддержка. В течении трех лет в Москве и регионах на конференциях «Информационная безопасность и дети» мы строим диалог семьи и школы. И очень рады, что сегодня Российская академия образования также является нашим научным партнеров в этом сложном для всех вопросе – сохранении психического и физического здоровья детей в современных информационных реалиях нашей жизни.