Право на образование в ХХI веке обсудили на форуме «ВУЗПРОМЭКСПО-2020»

Ректор Академии инновационного образования и развития, главный редактор журнала «ВНЕшкольник»        Ольга Владимировна Рубцова приняла участие в работе интеллектуальной площадки  на форуме «ВУЗПРОМЭКСПО-2020» «Право на образование в ХХI» 

Университет имени О. Е. Кутафина (МГЮА) выступил учредителем одной из интеллектуальных площадок VII ежегодной национальной научно-образовательной выставке-форуме «ВУЗПРОМЭКСПО-2020», прошедшей 10-11 декабря 2020 г.

Крупнейшее мероприятие посвящено презентациям наиболее перспективных и ярких научно-технологических разработок, созданных при поддержке государства и кооперации науки и бизнеса. «ВУЗПРОМЭКСПО-2020» — это итоговое мероприятие Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, основанное на результатах реализации национальных проектов в области науки и образовании.

В дискуссии «Право на образование в 21 веке: глобальные вызовы и национальные проекты», состоявшейся 11 декабря 2020 г. участники обсудили ряд проблем, связанных с доступом к образованию, безопасностью образовательных услуг, а также с переходом на дистанционный формат.

Модерировал мероприятие заведующий кафедрой информационного права и цифровых технологий Московского государственного юридического университета имени О. Е. Кутафина (МГЮА), директор НОЦ «Образовательное право», доктор юридических наук  Алексей Минбалеев.

Он прежде всего обратил внимание на проблемы, с которым столкнулась система образования в условиях пандемии.

«У многих студентов отсутствуют технические возможности, и они начинают жаловаться, в том числе в Министерство науки и высшего образования РФ на то, что вузы им не предоставляют ноутбуки. Мы анализировали Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» и другие нормативно-правовые акты, которые говорят, что местом обучения является помещение вуза, но нигде в законодательстве и документах об образовательных стандартах не прописано, что вуз обязан обеспечивать студентов техническими средствами. Вузы только обязаны обеспечивать учебниками студентов-бюджетников. Каждый вуз сам принимает решение о предоставлении техники малообеспеченным бюджетникам, у которых нет возможности самостоятельно приобрести необходимое оборудование, но это определяется локальными актами вуза. Создание оцифровки подталкивает к совершенствованию и созданию новых информационных платформ для работы», — пояснил Алексей Минбалеев.

Руководитель аппарата Экспертного центра Ассоциации юристов России (АЮР) по оценке качества и квалификаций в области юриспруденции Анастасия Кравцова тоже в своём выступлении затронула тему права на образование как одну из ключевых гарантий, закреплённых законом.

«Право на образование – одно из основных прав наших детей. Пандемия показала полную готовность одних вузов включиться в дистанционный процесс образования и абсолютную неготовность других вузов к новому формату обучения. Ассоциация юристов России тоже была вынуждена перейти на дистанционную форму работы, а именно наш Экспертный центр АЮР начал проводить аккредитацию организаций в дистанционном формате. Совсем недавно наш Центр начал аккредитацию образовательных программ организаций средних учебных заведений. Сейчас мы работаем над формированием нормативно-правовой базы независимых критериев профессиональной работы организаций в сфере образования», — констатировала Анастасия Кравцова.

Алексей Минбалеев, в комментарии к докладу коллеги подчеркнул, что Экспертный Центр Ассоциации юристов России играет очень важную роль в качестве образования.

«Но есть ещё одна проблема – это проблема коррупции в образовательных учреждениях, которая тоже приобрела новые способы из-за перехода в онлайн режим работы преподавателей и студентов», — обозначил Алексей Минбалеев очередную тему дискуссии, передав слово главному советнику Аппарата Ассоциации юристов России Алану Лазарову.

«Дистанционное обучение выявило коррупционный фактор, который состоит в том, что человек может сдать зачёт или экзамен, и никто не увидит и не проверит, как это произошло. Наше общество движется к тому, что концепция открытого университета – это будущее, и, возможно, в будущем мы сможем отправлять своих детей в одну школу в Москве. Цифровизация нас ждёт неизбежно», — резюмировал Алан Лазаров.

«Конечно, в условиях цифровизациии и работы искусственного интеллекта стало видно, когда и где проявляются признаки коррупционного поведения. Поэтому столь необходимо создание безопасной среды и обеспечения информационной безопасности», — подытожил Алекесей Минбалеев

Рубцова Ольга Владимировна, ректор Академии инновационного образования и развития, отмечая актуальность темы настоящего круглого стола отметила, что они осуществляют работу, в основном, с детьми. Поэтому, при работе именно с такими лицами, нас интересует, прежде всего, психологическая безопасность и безопасность жизнедеятельности человека, особенно в педагогическом вузе. И мы тоже работаем по 24 часа в сутки с учетом разницы во времени с Москвой. Следует подчеркнуть, что порой студенты не ориентируется в этом, чтобы задать те или иные вопросы преподавателю. Полагаю, что в этом вопросе необходимо придерживаться так называемой информационной культуры. Кроме этого, возникает много проблем со здоровьем студентов. Прежде всего, это большая утомляемость студентов. Другую проблему хотелось бы обозначить, как сохранение персональных данных. Мы учим студентов методике защиты персональных данных, но на практике сами не можем такие данные полноценно защитить. Существует и проблема охраны и защиты авторских прав преподавателей на разрабатываемые материалы, презентации и курсы. Выкладывая материалы в сеть Интернет, мы в ряде случаев, не думаем о защите таких материалов институтом авторского права. Это важно, поэтому мы не должны забывать о своих результатах интеллектуальной деятельности, поскольку такие результаты направлены и на научную деятельности каждого преподавателя. Поэтому, в настоящее время актуальным является вопрос об охране результатов интеллектуальной деятельности перед выкладкой в сеть Интернет. Говоря о психологической безопасности следует подчеркнуть, что этот вопрос достаточно актуален для детей и студентов. Ни один из существующих учебников не проходит экспертизы на информационную безопасность. Формирование общечеловеческой безопасности и цифрового иммунитета – все это в настоящее время оказалось открытым и незащищенным перед всем миром. Различные сервисы, которыми мы пользуемся при проведении занятий, являются незащищенными. Были случаи, когда недобросовестные субъекты взламывали Zoom и мешали проведению занятий. Поэтому, в настоящее время все сервисы, которыми пользуются образовательные организации начинают приводится в порядок. Рассматривая проблему качества знаний, следует отметить, что, действительно, мы не видим, что делает студент, когда он не включает камеру и только пользуется микрофоном. И те знания, которые они транслируют преподавателям – не всегда соответствуют реальности, поэтому утверждать, что такие студенты преподносят качественные знания, затруднительно. В заключении, хотелось бы пригласить всех участников круглого стола на Экспертный Совет по дистанционному образованию, который сформирован Министерством просвещения РФ. Поскольку в настоящее время существует необходимость для выработки рекомендаций по вопросам решения проблемы об использовании цифровых технологий для обучения студентов.

 

Исполняющая обязанности заведующего сектором информационного права Института государства и права Российской академии наук (ИГП РАН) Татьяна Полякова проанализировала ситуацию с информационной безопасностью в образовательных учреждениях.

«На чём мы работаем? Zoom и архаичный skype? Насколько это качественно и безопасно? Это серьёзная проблема сегодня для системы образования. На государственном уровне нет такой платформы, которая могла бы обеспечить информационную безопасность в образовательной сфере. Мы принимали госэкзамены и кандидатский минимум только при предъявлении паспорта студентов и аспирантов, которых мы и так знаем. Это вопросы безопасности, в том числе информационно-психологической безопасности, а также недостатка ресурсов. Информационные угрозы – это болезненная тема и в учебном процессе, и на дистанте, а во вне – это, так называемая «инфодемия», то есть распространение недостоверной информации. Сегодня это реальная угроза информационной безопасности, которую нужно определять в стратегических документах государства. Вопросы идентификации надо решать регламентированными нормами, потому что они ещё не регламентированы. В Институте государства и права РАН даже голосование уже стало открытым. Кибергигиена – такое странное слово, но всем понятно, о чём идёт речь, мы должны заниматься ею, чтобы быть защищенными максимально», — высказала мнение Татьяна Полякова.

Алексей Минбалеев добавил, что сейчас активно развиваются такие понятия, как «цифровой профиль» студента и «цифровой профиль» преподавателя, и это тоже поднимает вопросы электронного образования.

По итогам круглого стола участники выразили надежду на то, что скоро встречи будут снова проходить в очном режиме.

С записью мероприятия можно ознакомиться по ссылке: https://yadi.sk/d/FRyTssovjUaFOQ

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.