Воспитание уважения к правам человека через правовое просвещение

19   ноября 2015 года Сотрудники Академии приняли участие  во всероссийской видеоконференции ” Воспитание уважения к правам человека через правовое просвещение”. Конференция объединила Москву, Санкт-Петербург и регионы России. Мероприятие было организовано Аппаратом Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации и РАНХиГС при поддержке Фонда поддержки образования, МОО «Информация для всех» и других профильных партнерских организаций.

Конференция приурочена к 20 ноября – Всемирному дню детей, обозначенного в 1954 году Генеральной Ассамблеей ООН датой принятия Декларации прав ребенка, перешедшей в 1989 году в формат Конвенции ООН о правах ребенка. Одним из приоритетов Концепции в статье 29 названо воспитание уважения к правам человека и основным свободам, в широком смысле – правовое просвещение детей с раннего возраста.

В рамках реализации проекта «Ресоциализация  детей, попавших в трудную жизненную ситуацию, в том числе, вступивших в конфликт с законом» Агентство стратегических инициатив  26 июня 2015 года провело стратегическую сессию «Решение проблем реализации правового образования на всех ступенях общего и дополнительного  образования, пересмотр образовательных стандартов, имеющиеся методики обучения основам правовых знаний», одним из результатов которой и стало поддержанное РАНХиГС предложение АУПЧ в РФ о проведении осенью 2015 г. мероприятия по тематике правового просвещения.

В ходе подготовки мероприятия на рассмотрение конференции было принято решение  вынести три проблемных направления: Воспитание уважения к правам человека через правовое просвещение в школе; Правовое просвещение, как средство ресоциализации  детей, попавших в трудную жизненную ситуацию, в том числе, вступивших в конфликт с законом; Проблемы правового просвещения в процессе формирования безопасной для детей информационной среды.

Ведущими конференции в Москве выступили начальник отдела правового просвещения АУПЧ в РФ Светлана Смирнова, научный сотрудник ЦЭНО РАНХиГС, председатель правления МОО «Информация для всех», эксперт АСИ Алексей Демидов и  директор Гимназия №1583 города Москвы Светлана Дворянцева, а также заместитель президента Фонда поддержки образования – руководитель программы «Гимназический союз России» Алексей Федоров, представляющий аудиторию в Санкт-Петербурге и регионах России.

Открыло мероприятие выступление начальника управления информации и международного сотрудничества АУПЧ в РФ  Юлии Фелониной,  в котором были заявлены интересы и приоритеты российского и региональных уполномоченных по правам человека в области правового просвещения. Для АУПЧ в РФ  тема является очень важной и тестовой. Э.А. Памфилова уделяет ей большое внимание, в том числе в части сбора и обобщения лучших практик и обеспечения доступности контента. Активно работают и АУПЧ в РФ  и уполномоченные в регионах по тематике правового просвещения со средствами массовой информации и в Интернете.

Заместитель директора Департамента по вопросам правовой помощи и взаимодействия с судебной системой Минюста России Инга Залуцкая в своём выступлении обозначила задачи правового просвещения в контексте ст. 15 Основ государственной политики Российской Федерации, а также ст. 28 Федерального закона Российской Федерации от 21 ноября 2011 г. N 324-ФЗ “О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» в части правового просвещения и информирования населения. По мнению представителя Минюста России сегодня перед органами власти, экспертным сообществом, занимающимся вопросами правового просвещения и практиками на местах стоит задача по разработке и реализации комплексного плана, детализирующего создание механизмов названных нормативно-правовых актов, в том числе в формате деятельности правительственной комиссии. Представляется, что правовая помощь детям и правовое просвещение – две стороны одной медали. Та же практикализация юридического образования в формате деятельности юридических клиник в вузах и ссузах должна учитывать и акцентировать внимание на данных направлениях. При этом и Основы и законодательство о бесплатной юридической помощи должны в своих механизмах реализации учитывать весь шлейф принятых послед них профильных нормативных документов, в том числе: Указа Президента РФ от 1 июня 2012 г. N 761 “О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 – 2017 годы”; Указа Президента Российской Федерации от 29 октября 2015 года № 536 «О создании Общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации “Российское движение школьников»; Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 года № 996-р;  Концепции развития до 2017 года сети служб медиации в целях реализации восстановительного правосудия в отношении детей, в том числе совершивших общественно опасные деяния утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2014 г. № 1430-р (указанное направление уже имеет механизм в виде стратегического проекта АСИ «Ресоциализация детей, попавших в трудную жизненную ситуацию, в том числе, вступивших в конфликт с законом»), других актов.

Начальник отдела мониторинга законодательства и правовой пропаганды Управления правовой информации МВД России Ирина Дудукина представила опыт ведомства в области правового просвещения. В МВД России регулярно проводится День правовой помощи детям, ежегодно проводятся акции, приуроченные к датам 16 мая, 1 июня, 1 сентября и 20 ноября. Например, 16 мая 2015 года на территории всей страны была проведена Всероссийская акция «Полиция на страже детства». Говоря о правовой пропаганде среди детей и подростков, образовательных акциях и защите интересов подрастающего поколения представитель ведомства особый акцент сделала на развитии социальной рекламы, в последующем продемонстрировав некоторые наиболее интересные образцы. Выполняя положения п. 4 ст. 15  Основ государственной политики Российской Федерации МВД России ведет активную работу по правовому просвещению в средствах массовой коммуникации, на радио в «Милицейской волне» и других каналах, на телевидении.

Научный сотрудник ЦЭНО РАНХиГС, председатель правления МОО «Информация для всех», эксперт АСИ Алексей Демидов остановился на вопросах межведомственного и межсекторного сотрудничества в вопросах правового просвещения детей. По его мнению, без сотрудничества органов власти, бизнеса, институтов гражданского общества, парламентских партий, традиционных конфессий и всех участников процесса образования, в первую очередь – родителей и семьи, развитие правового просвещения как системы просто невозможно. С точки зрения экономики непрерывного образования проблемы межбюджетного и  перекрестного финансирования в практическом плане снижают не только эффективность, но и организацию сотрудничества в рассматриваемой области. В то же время у профильного бизнеса есть свои интересные наработки, например у фирмы «Гарант». Но представляется, что эти наработки будут лучше видны для сферы образования и культуры, если ссылки на них в сетевом формате будут видны с использованием разработанной в НТЦ «Система» ФСО России системы конструкторов сайтов школьных и муниципальных  библиотек. Выступающий сообщил о том, что в Санкт-Петербурге 27-28 ноября 2014 г. прошла VIII Всероссийская конференция «Петербургская модель этико-правового образования детей и молодежи – воспитание гражданина России», на которой было принято решение развивать этико-правовое образование и гражданское воспитание детей и молодежи в регионах России с участием институтов уполномоченных по правам человека. С февраля 2015 г. данную деятельность предполагается развивать в рамках реализации соглашения между Минобрнауки России и Фонда поддержки образования именно в формате межведомственного и межсекторного сотрудничества. При этом такие проекты, как «Ресоциализация  детей, попавших в трудную жизненную ситуацию, в том числе, вступивших в конфликт с законом», «Этико-правовое образование детей и молодежи в информационном обществе», «Безопасная информационная среда» носят системный характер и могут выступать якорными проектами в решении задач правового просвещения.

Руководитель направления Отдела образовательных технологий компании “Гарант” Валентин Шельменков представил опыт «Гаранта» по правовому просвещению детей и молодежи, в том числе представил линейку информационных продуктов, созданных и распространяемых Компанией на безвозмездной основе,  в том числе на информационном портале edu.garant.ru и в рамках интернет-версии системы «ГАРАНТ-Образование». Также он представил опыт организации и проведения конкурсов и олимпиад школьников и студентов по праву, а также сотрудничества по развитию юридических клиник. Представитель «Гаранта» заявил о готовности дальнейшего сотрудничества, в том числе в формировании информационных ресурсов для целей правового просвещения в образовательных организациях, возможно на базе их библиотек, как наиболее перспективных точек доступа к информации всех участников образовательного процесса. Своё выступление Валентин Шельменков закончил обращением о необходимости формирования информационно-правовой культуры и культуры информационной безопасности, создания безопасной информационной среды.

Проблемы и перспективы формирования безопасной информационной среды в контексте развития правового просвещения в формате одноименного проекта «Безопасная информационная среда» (БИС) представила в своём выступлении ректор Академии инновационного образования и развития Ольга Рубцова. Особо внимание выступающая обратила на развитие сотрудничества с Фондом поддержки образования, благодаря которому к проекту присоединилось большое число регионов и конкретных образовательных организаций, например – лицей города Урюпинска Волгоградской области. В рамках проекта БИС предполагается посредством   просветительско-образовательной и экспертно-аналитической деятельности, повышать информационную и правовую культуру детей, молодёжи, родителей, педагогов, руководителей и в целом широких масс, а также способствовать формированию позитивной и развивающей внешней информационной среды.

Помощник сенатора Н.И.Рыжкова, президент МОО «Союз защиты детей», член Общественной палаты города Москва Нина Ларионова представила опыт работы членов Совета Федерации в рассматриваемой области, в том числе в рамках сотрудничества  с профильными СО НКО на примере развития сети подростковых клубов «Юный правовед», ориентированной на развитие правового воспитания в образовательных организациях САО города Москвы и других проектов. В связи с тем, что РАНХиГС заключила соглашение о сотрудничестве с Советом Федерации, возможно одним из направлений сотрудничества целесообразно сделать именно правовое просвещение.

Заместитель президента Фонда поддержки образования Алексей Федоров, открывая сеансы видеоконференцсвязи с субъектами Российской Федерации представил работающих с ним на площадке в Санкт-Петербурге представителей аппаратов уполномоченных по правам человека и по правам ребенка в регионе. Он отметил, что возможность привлечения к работе по правовому просвещению участников образовательного процесса в стрене потенциала Фонда, охватывающего своей сетью более чем 400 образовательных организаций, информационно-методических центров, педагогических вузов и иных профильнывх структур в 76 регионах России, а также в Армении и Казахстане, может вывести рассматриваемую тематику на качественно новый уровень. В ходе проведенного анализа выявлено, что в период с сентября 2012 по июнь 2015 года сетью Фонда воспользовались 12 150 образовательных организаций, 120 896 участников, среди которых 79 858 учителей, 2 799 представителей власти, органов управления образования и молодежной политики, бизнеса и институтов гражданского общества, 38 237 школьников и студентов. Возможности и заинтересованность Фонда в работе по правовому просвещению были подтверждены 28 ноября 2014 года, когда завершение VIII Всероссийской конференции «Петербургская модель этико-правового образования детей и молодежи – воспитание гражданина России» с участием первого заместителя Председателя Комитета по образованию Государственной Думы Олега Смолина прошло именно в формате сеанса видеоконференцсвязи на площадках Фонда и сети «Гимназического союза России».

Студию в Калуге в гимназии № 24 представлял Уполномоченный по правам человека в Калужской области Юрий Зельников, а также сотрудники аппаратов уполномоченных по правам человека и по правам ребенка в Калужской области, представители органов управления образованием, образовательных организаций и родительского сообщества. Юрий Зольников отметил, что в складывающейся в  обществе ситуации, задача правового просвещения населения, в первую очередь детей и молодежи, и как следствие этого, повышение правовой культуры, является одной из приоритетных задач государственной политики. В то же время правовая культура населения Калужской области остается низкой, наблюдается недостаточная готовность граждан, в особенности молодежи, к ответственному участию в жизни региона. В области предпринимаются усилия в сфере правового просвещения. Уже несколько лет силами Аппарата Уполномоченного издается журнал «Права человека», основной задачей которого и является правовое просвещение жителей Калужской области, с 2006 года функционирует официальный Интернет-сайт Уполномоченного, с осени 2007 года Уполномоченный руководит деятельностью Координационного Совета при Губернаторе области по правовому воспитанию (правовому всеобучу) населения области. Несмотря на предпринимаемые усилия, в сфере правового просвещения жителей Калужской области остается еще ряд серьезных проблем. Среди них можно выделить отсутствует  система непрерывного правового просвещения,  практически не сформирован комплекс его ресурсного, нормативно-правового и организационно-методического обеспечения, отсутствует цельная системная работа по проведению бесплатной юридической помощи и правового информирования, не получила своего продолжения целевая программа «Повышение правовой культуры населения Калужской области на 2009 – 2012 годы». Как позитивный опыт можно отметить постоянно развивающуюся на базе библиотек области сеть публичных центров правовой информации, выполняющих большую работу по правовому просвещению населения региона. Подводя итог, Юрий Зельников отметил, что для запуска серьезной работы по правовому просвещению на национальном уровне необходима политическая воля, целью которой должно стать создание системы правового образования населения начиная с самого раннего возраста.

Студию в гимназии № 3 Ярославля представлял Уполномоченный по правам человека в Ярославской области Сергей  Бабуркин, заявивший, что правовое просвещение населения, в первую очередь по вопросам прав и свобод гражданина, форм и методов их защиты является и целью и задачей работы аппарата уполномоченного по правам человека в регионе. В то же время, наверное, стоит вернуться к советскому опыту, когда в школе в обязательном порядке преподавались основы государства и права, чего сейчас не делается. Существующие знания даются в размытом виде и сама проблема формирования правовой культуры школьника не является целью образовательного процесса. Целью является «натаскивание» небольшого числа школьников в классе на сдачу ЕГЭ по профилю, но не повышения правосознания всех обучаемых. При подведении итогов видеконференции Сергей Бабуркин высказал предложение о необходимости системной подготовки кадров для правового просвещения и в школе и во всей системе образования, а также необходимости создания полноценного учебника и введения профильного предмета.   В работе конференции от Ярославля приняли участие сотрудники аппарата уполномоченного, руководители и специалисты образовательных организаций Ярославля.

 19 ноября 2015 года в Ульяновской области началась Декада правового просвещения. Стартовой площадкой Декады стала  видеоконференция «Воспитание уважения к правам человека через правовое просвещение». В Ульяновской области мероприятие проходило на базе Мариинской гимназии. В видеоконференции приняли участие Уполномоченный по правам человека в Ульяновской области Людмила Крутилина, директор Мариинской гимназии Инна Цветкова, заместитель декана юридического факультета УлГУ Елена Абдрахманова, а также гости региона – координаторы совместного проекта Минюста России и Совета Европы по вопросу оказания бесплатной помощи Одри Бартало и Ольга Шепелева. Людмила Крутилина в своем выступлении рассказала об основных мероприятиях Декады правового просвещения в Ульяновской области, презентовала работу Молодёжной правовой академии. «Молодежная правовая академия создана по инициативе Губернатора Ульяновской области С.И.Морозова и объединяет сотни мальчишек и девчонок. При этом название «академия» — это не просто красивое слово, это связь с высшей школой, так как со слушателями занимаются  преподаватели УлГУ и ребята получают профессиональное образование. При Молодежной правовой академии создан координационный совет, в который вошли представители юридического сообщества. Подобное сотрудничество помогает решать вопросы профориентации ребят. Благодаря этому в регионе создаётся многоступенчатое правовое пространство – региональное отделение Ассоциации юристов России, Совет молодых юристов, который включает в себя студентов и молодых специалистов, и Молодежная правовая академия, слушателями которой являются старшеклассники», — отметила Людмила Крутилина. Более подробно о работе Академии рассказала её ректор – заместитель декана юридического факультета УлГУ Елена Абдрахманова. Оценку работе Академии дали сами слушатели и её выпускники. Опыт правового просвещения молодёжи в Ульяновской области вызвал положительные отклики и интерес участников всероссийской видеоконференции.

Гимназия № 39 города Орла собрала на своей площадке в качестве участников конференции заместителя начальника Департамента образования Орловской области Татьяну Патову,  сотрудников аппаратов уполномоченных по правам человека и по правам ребенка в Орловской области Татьяну Волошко и Надежду Ярован, уполномоченного по правам участников образовательного процесса гимназии №39 Оксану Позднякову, ответственного секретаря Орловского регионального отделения Национальной родительской ассоциации Татьяну Миловидову, сотрудника подразделения по делам несовершеннолетних и защите их прав УМВД по Орловской области Елену Толубееву, заместителя директора Орловского филиала РАНХиГС Алексея Мельникова и старших преподавателей Орловского государственного университета юридического факультета Людмилу Тюрину и психологического факультета Ольгу Цунину, старшего преподавателя Орловского института усовершенствования учителей Елизавету Шулимову, педагогов – психологов образовательных организаций города Орла №№ 2, 16, 17, 27, 29, 39, руководителей и специалистовЦентра психолого-медико-социального сопровождения Орловской области. Директор гимназии № 39 г. Орла Игорь Иваненко рассказал об опыте сотрудничества гимназии в области правового просвещения всех участников образовательного и воспитательного процесса с профильными структурами сферы образования, культуры, МВД России, СО НКО, уделив особое внимание деятельности  Национальной родительской ассоциации и необходимости максимального участия в данном процессе представителей родительского сообщества и семьи. В гимназии №39 работа по правовому просвещению реализуется в рамках проекта «Школа как правовое пространство». Главная задача проекта – формирование правового пространства в школе, что позволяет решить задачи: соблюдение и защита прав всех участников образовательного процесса; профилактика правонарушений; предупреждение и разрешение конфликтов среди учащихся, учителей и  учащихся, в педагогическом коллективе, в  т.ч. с использованием средств медиации; создание модели толерантного и партнерского сотрудничества всех участников образовательного процесса. Значимым в этой связи является разработка и реализация системы непрерывного образования и просвещения в области прав человека, причем как обучающихся, так и  работников образовательных организаций. Обучение правам человека в гимназии включает получение знаний в области прав человека и приобретение навыков и умений по защите своих прав, формирование в конечном итоге, в процессе взаимодействия диалога, партнерства обучаемого и обучающего культуры прав человека. Формирование культуры прав человека – основная цель правового просвещения и образования в области прав человека. Для формирования правового просвещения в гимназии значимо изучение отдельных тем по правам человека на уроках истории, литературы, географии, информатики, а также в рамках специальных курсов, факультативов, элективов. Эффективным ресурсом правового просвещений и образования является система внеурочной деятельности. В гимназии организована сквозная работа с 1 по 11 классы в рамках формального, дополнительного и неформального образования, в том числе  в игровом формате, в формате профориентационной деятельности, конкурсов и олимпиад, проведения круглых столов, семинаров и конференций, в том числе с участием студентов и преподавателей профильных вузов, например Орловского филиала РАНХиГС.

В Санкт-Петербурге на площадке Информационно-методического центра Василеостровского района Санкт-Петербурга в работе видеконференции приняли участие заместитель директора ИМЦ Татьяна Матвеева и директор Центра информационной поддержки научных исследований  Информационно-библиотечного управления  Северо-Западного института управления – филиала РАНХиГС, главный редактор журнала «Педагогический сборник» Ольга Старовойтова. Татьяна Матвеева выступила по теме «Новая функция ИМЦ – агрегация информационных ресурсов для учителей по этико-правовому, гражданскому, патриотическому образованию», осветив функцию созданного для целей агрегации Центра  гражданской, этико-правовой и иной  социально значимой информации  памяти профессора Н. И. Элиасберг. Миссия Центра соответствует Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года – «… формирование гармоничной личности, воспитание гражданина России – зрелого, ответственного человека, в котором сочетается любовь к большой и малой родине, общенациональная и этническая идентичность, уважение к культуре, традициям людей, которые живут рядом». Центр осуществляет информационную, образовательную, просвещенческую, методическую и иную деятельность и комплекс работ по формированию фонда правовых, духовно-нравственных, медиаобразовательных и иных социально значимых документов и материалов муниципального, регионального и федерального уровней, а также комплекс работ по формированию «Образцовой (электронной) библиотеки». Услугами Центра пользуются 103 образовательных организации Санкт-Петербурга и регионов России. Ольга Старовойтова в сообщении на тему «Развитие модели этико-правового просвещения детей и молодежи и перспективы создания тематической электронной библиотеки» рассказала о создании базы данных контента по тематике этико-правового, гражданского и патриотического образования и воспитания, в первую очередь научно-педагогического наследия профессора Н.И.Элиасберг.

Лицей № 590, базовая площадка Университета ИТМО в ходе сеанса ВКС представил свой опыт работы, в том числе организации и проведения литературного конкурса «Добрая лира», музей, театра и иных структур и проектов, деятельность которых в значительной степени ориентирована на формирование общей и правовой культуры, гражданственности и патриотизма. Санкт-Петербург в видеоконференции представляли также гимназии №№ 11 и 24.

На площадке гимназии № 22 в Калининграде в работе  конференции приняли участие директор гимназии Татьяна Глыбина, заместитель Уполномоченного по правам ребенка Калининградской области Наталья Строганова, представители органов управления образованием и социальной политики, педагоги.   Образование в области прав человека в Калининградской области в большей степени развивается благодаря активной позиции государственных и негосударственных правозащитных организаций. В 2013 году принята Государственная программа Калининградской области “Развитие гражданского общества”, в разработке которой активное участие принял Уполномоченный по правам человека, предлагая посредством Программы создать механизмы непрерывного системного образования в области прав человека, что, к сожалению, сделать не удалось. В то же время в Программе большое внимание уделено правовому просвещению, образованию в области прав человека. В регионе подготовлен специальный доклад Уполномоченного по правам человека в Калининградской области «О проблемах гражданско-правового образования в Калининградской области». 22 ноября 2015 года Уполномоченный по правам человека в Калининградской области в региональной газете «Янтарный край» опубликовал материал по тематике конференции «Владимир Никитин: содержание обращений граждан свидетельствует о правовой безграмотности и правовом нигилизме обратившихся» http://kaliningradfirst.ru/199161, который начинается с предисловаия:   «Дети не рождаются со знанием того, что у них есть права, обязанности и ответственность. Их надо этому учить. Каждому ребенку, каждому молодому человеку необходимо получить эти знания, чтобы уметь предотвращать возможные нарушения прав человека, бороться с дискриминацией, укреплять социальную сплоченность, уметь понимать других людей. Необходимо вырабатывать со школьной скамьи навыки и умения участия в жизни общества».

Волгоградскую область представили Лицей города Урюпинска, на площадке которого собрались представители пяти образовательных организаций района, а также школа № 6 города Котово, где гостями студии стали представители аппаратов уполномоченных по правам человека и по правам ребенка, участники образовательного процесса – педагоги, родители, учащиеся.

В работе видеоконференции приняли участие лицей № 3 (г. Старый Оскол), лицей № 123 (г.Уфа), гимназия №35 (г.Тольятти), лицей № 78 им.А.С.Пушкина» (г. Набережные Челны, гимназия г. Болхова, гимназия города Ливны, гимназия № 16 (г.Волгоград), лицей №11″ (г.Великие Луки), Спасская гимназия (г.Спасск-Рязанский), гимназия №10 (г. Ржев) и ряд других образовательных организаций.  Площадки в Челябинске, Ханты-Мансийске и ряде других регионов не смогли по техническим причинам присоединиться к сеансу видеконференцсвязи, но их предложения и лучшие практики будут учтены при подготовке итогового документа конференции.

Подводя итоги мероприятия было принято решение оформить результаты конференцмм в формате итогового документа, значимыми приоритетами в котором необходимо указать подготовку кадров, а также поиск, описание и тиражирование лучших практик правового просвещения.

Предложено в рамках очередного Международного юридического форума в мае 2016 года в Санкт-Петербурге Петербурге провести специальную секцию по тематике правового просвещения, а также принять специалистам аппаратов уполномоченных по правам человка в работе  очередного съезда учителей права, традиционно проходящего в рамках Юридического форума